Ремонт двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6
Дизельный двигатель трактора в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора только для ремонта или замены при выявлении трещин в блоке
цилиндров, подозрительных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном зазоре хотя бы в одном из сопряжений "шейка коленчатого вала — вкладыш".
Какой вид ремонта двигателя МТЗ произвести (капитальный или текущий) решают после проведения замера следующих узлов: поршневых пальцев,
поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
Вначале проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.
Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек
коленчатого вала (см рис. 2.1.8).
Рис. 2.1.6. Двигатель трактора МТЗ в сборе, запчасти:
1— поддон картера; 2 — коленвал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров;
8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор
Диаметр шатунных шеек МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо замерять в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.
При превышении овальности шеек свыше допустимого или уменьшении диаметра более нижнего допуска соответствующей размерной группы,
то коленвал нужно снять (рис. 2.1.9, 2.1.10) и отдать на перешлифовку до следующего ремонтного размера.
 Рис. 2.1.7. Снятие маслянного насоса МТЗ:
1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос |
Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленвала МТЗ:
1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала |
Рис. 2.1.9. Снятие коленвала МТЗ |
 Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленвала МТЗ
1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры |
Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала двигателя Д-240
Обозначение размерной группы |
Величина размера, мм |
Н1 |
68,16—68,17 |
Н2 |
67,91—67,92 |
Д1 |
67,66—67,67 |
Р1 |
67,41—67,42 |
Д2 |
67,16—67,17 |
Р2 |
66,91—66,92 |
ДЗ |
66,66—66,67 |
РЗ |
66,41—66,42 |
На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуещихся через 0,5 мм и установленных заводом-производителем двигателя, при незначительных износах
шейки коленчатого вала оттачивают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), сменяемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Примерно также
обрабатывают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек двигателя Д-240 должна быть не более 0,06 мм.
Если после замеров шатунных шеек выяснится, что все размеры в допуске, разборку двигателя продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14)
снятием головки цилиндров и извлечением поршней с шатунами в сборе.
Чтобы определить, менять вкладыши шатунных подшипников или необязательно, производят замер диаметра отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в
сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).
 |
Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров МТЗ |
 |
Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров МТЗ |
 |
Рис. 2.1.13. Снятие вала коромысел в сборе и отсоединение трубопроводов МТЗ |
 |
Рис. 2.1.14. Снять головку цилиндров МТЗ |
 |
Рис. 2.1.15. Измерить диаметр отверстия подшипника шатуна МТЗ:
1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами |
Разница замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна показывает реальный диаметральный зазор в шатунном подшипнике.
Расчетный зазор в шатунных подшипниках находится в пределах 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не должен превышать 0,3 мм.
Если поверхность вкладышей находится в приличном состоянии, важной причиной замены может стать величина диаметрального зазора в подшипнике.
При осмотре состояния вкладышей следует руководствоваться тем, что поверхность антифрикционного слоя считается в достаточной степени приемлемой,
если на ней нет задиров, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних вкраплений.
Головка блока цилиндров | Разборка и ремонт сцепления и понижающего редуктора
Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6
Copyright © 2018-2021