• Разборка на агрегаты
    • Основные неисправности
    • Ремонт двигателя
    • Головка цилиндров
    • Цилиндропоршневая группа
    • Уплотнения коленчатого вала
    • Топливная аппаратура
    • Пусковой двигатель
    • Компрессор
    • Водяной насос
    • Обкатка двигателя
    • Генератор
    • Стартер
    • Реле блокировки
    • Разборка и ремонт рулевого управления
    • Передняя ось
    • Ведущий мост (МТЗ-82)
    • Демонтаж и ремонт сцепления и понижающего редуктора
    • Демонтаж и ремонт коробки передач
    • Демонтаж и ремонт раздаточной коробки
    • Задний мост
    • Тормоза
    • Рукава полуосей
    • Механизм блокировки дифференциала
    • Вал отбора мощности (ВОМ)
    • Демонтаж и ремонт гидросистемы задней навески
    • Распределитель
    • Насос высокого давления
    • Силовой цилиндр
    • Техника безопасности
    • Приложение

 

Ремонт коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6

Возможные неисправности коробки передач МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6. Например, у вашего трактора появился большой свободный ход рычага переключения передач, частичный выход шестерен из зацепления, беспричинное выключение передач. Осмотрите поверхности трения вилок переключения (скорее всего есть следы износа), кулисы, пазы скользящих кареток. Может быть пружины фиксаторов потеряли упругость (рис. 2.6.1).

Неисправность трактора выявляется при включении или выключении I передачи и заднего хода. Нужно снять боковую крышку, вилку переключения. Если при осмотре выявлен износ и толщина щек вилки составляет менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода нужно заменить. Затем оценивают техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Для этого снимают вилки и последовательно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, оценивая при этом зазор между ними. При превышении зазора в 1,5 мм, вилку нужно менять. Блок шестерен подлежит замене при ширине паза больше 10,8 мм.


Рис. 2.6.1. Общий вид коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82, запчасти: б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода

Возникновение при эксплуатации трактора посторнних, нехарактерных шумов в коробке передач, перегрев некоторых частей корпуса дают основание допустить, что произошло разрушение либо заклинивание подшипников валов.

Для обнаружения и устранения этих дефектов, из коробки сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач. Иногда дополнительно снимают боковые крышки или раздаточную коробку. Затем небольшим ломом прокручивают и проверяют все доступные для этого валы, оказывая на них воздействие в осевом и радиальном направлениях. При контроле обоймы подшипников они не должны прокручиваться в своих местах, а какие-либо сдвиги валов не должны чувствоваться. Если вы увидели следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощущаемые передвижения валов, в таком случае коробку передач достают с трактора и разбирают для замены неисправных подшипников.

Стуки в коробке передач, которые прекращаются при включении другой передачи, могут появляться из-за поломки зубьев отдельных шестерен.

Проверку зубьев шестерен можно провести при снятых крышках коробки передач и снятой раздатке. Для осмотра обычно поддомкрачивают одно из ведущих колес трактора и, проворачива его, осматривают зубья всех видимых шестерен. Если при этом выявлены поломки шестерен, коробку передач разбирают так, как продемонтрировано на рис. 2.6.2—2.6.30, неисправные детали заменяют.

После того, как вы сняли механизм переключения (см. рис. 2.6.2), его осматривают на износ на наконечнике рычага переключения передач и проверяют габариты деталей - проверяют толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т. д.

Если износ на наконечнике существенен - рычаг переключения меняют. Вилки нужно менять при достижении толщины щек менее 8,2 мм. Пределы номинально (рабочего) зазора между планками переключения 0,3 — 1,6 мм.

Рис. 2.6.2. Как снять механизм переключения передач трактора МТЗ:
1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт

Рис. 2.6.3. Как снять стопорное кольцо промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ:
1- стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня

Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ:
1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник

Рис. 2.6.5. Как снять стопорное кольцо ведомой шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня

Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала трактора МТЗ:
1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал; 3 — технологический болт; 4 — болт

Рис. 2.6.7. Как снять стопорное кольцо подшипника первичного вала трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан первичного вала

Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала трактора МТЗ:
1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник

Рис. 2.6.9. Как снять вилку переключения редуктора трактора МТЗ:
1 — вилка переключения; 2 — валик переключения

Рис 2.6.10. Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала трактора МТЗ:
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала трактора МТЗ:
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.12. Как снять гнездо внутреннего вала и заменить шлицевую втулку трактора МТЗ:
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — болт

Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора трактора МТЗ:
1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт

Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана трактора МТЗ:
1 — шестерня; 2 — стакан; 3 — съемник

Рис. 2.6.15. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора трактора МТЗ:
1 — ведущая шестерня

Рис. 2.6.16. Как открутить гайку крепления внутреннего вала трактора МТЗ:
1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.17. Выпрессовка промежуточного вала трактора МТЗ:
1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник

Рис. 2.6.18. Выпрессовка подшипника промежуточного вала трактора МТЗ:
1 — подшипник; 2 — гнездо подшипника; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник

Рис. 2.6.19. Как снять стопорную планку оси промежуточной шестерни трактора МТЗ:
1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни

Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала I передачи и заднего хода трактора МТЗ

Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала I передачи и заднего хода трактора МТЗ:
1 — подшипник; 2 — вал I передачи и заднего хода; 3 — съемник

Рис. 2.6.22. Как снять ведущую шестерню главной передачи трактора МТЗ;
1 — ведущая шестерня; 2 — болт

Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичного вала трактора МТЗ:
1 — стакан подшипника; 2 — технологический болт

Рис. 2.6.24. Как снять вторичный вал трактора МТЗ:
1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня II ступени редуктора

Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала трактора МТЗ:
1 — внутренняя обойма; 2— вторичный вал; 3 — съемник

Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала трактора МТЗ;
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник

Рис. 2.6.27 Запрессовка внутреннего вала в корпус трактора МТЗ

Рис. 2.6.28. Напрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ

Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал трактора МТЗ:
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — наставка

Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал трактора МТЗ:
1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — наставка; 4 — съемник

Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач трактора МТЗ:
1 — планки переключения; 2 — корпус вилок переключения; 3 — щупы

Допустимые размеры деталей механизма переключения передач, мм

Диаметр валика механизма переключения передач.... 24,85
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач 14,85
Диаметр отверстия вилки переключения под валик 25,08
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы 10,5
Толщина щек вилок переключения 8,2
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения 9,3

Осевой зазор в подшипниках вторичного вала проверяют специндикатором. С этой целью ножкой индикатора подпирают торец зуба шестерни, а ломиком прокручивают вторичный вал по оси (рис. 2.6.32).

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала обычно не более 0,3 мм. Следует знать, что увеличение осевого зазора может возникнуть не только из-за износа подшипников, но из-за самооткручивания гайки крепления вторичного вала. Для отстройки осевого зазора откручивают крепящие болты и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Затем подбирают толщину прокладок, настраивают осевое перемещение вала (рис. 2.6.33).

И это еще не все. Следующим этапом отмеряют высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Ее величина должна быть в пределах 57,85 — 58,15 мм. Если отличается, извлекают ведущую шестерню и шлифовкой регулировочной втулки доводят до нужной установочной высоты ведущей шестерни главной передачи. Допускается замена на втулку потолще.

Рис. 2.6.32. Как проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала МТЗ:
1 — вторичный вал; 2 — индикатор; 3 — монтажный ломик; 4 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала МТЗ:
1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 — технологические болты

Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи МТЗ:
1 — штангенглубиномер; 2 — линейка; 3 — ведущая шестерня

Неисправности двигателя трактора | Ремонт двигателя МТЗ запчасти

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6

Copyright © 2018